|
|
|
|
В
ролях:
- Виталий
Самойлик vitaly@samoilik.ru
-
Сергей Засекин
|
|
В
программе:
Дания
Швеция
Гренландия
|
Предисловие
из
переписки с BASK-Travel (ответ на запрос):
...постоянно работающая программа, правда, немного перегружена.
Сколько вас человек? Реально принять участие 5 марта. Нужно
срочно
паспортные данные и предоплату. Решаться нужно быстро.
разговор
с BASK-Travel в Шереметьево:
вопрос: А сколько уже людей съездили в Гренландию и какие у
них впечатления?
ответ: Да если честно, вы первые на этом направлении. |
|
Понедельник,
5 марта
Наше
путешествие началось перелетом из Тюмени в 7:15 рейсом ЮТэйр № 454
во Внуково, по расписанию в пути 2 часа 20 минут. Фактически в пути
больше 3-х часов, приземлились в Домодедово. Туман, однако!
Переместившись
в Шереметьево, встретились с представителем фирмы Bask-Travel (кстати,
позже контактов с этой фирмой не было — я до сих пор жду, что они
поинтересуются, вернулись мы или нет), забрали билеты на следующие
перелеты.
Перелет
Scandinavian Airlines (SAS) рейс SK 735 Шереметьево (SVO) вылет
15:45 — Копенгаген (CPH), Дания, аэропорт Каструп прибытие в 16:30,
в пути 2,5 часа.
Что
можно сделать в Копенгагене за один вечер? Очень много. Мы, например,
съездили в Швецию.
Дорога
из Дании в Швецию проходит через пролив Эресунн по грандиозному
мосту, введенному в эксплуатацию в 2000 году, длиной 16 километров
и шириной 30 метров. С Датской стороны дорога начинается возле аэропорта,
поэтому в целях незагромождения воздушного пространства вначале
мост заменен на тоннель под проливом, далее дорога идет по искусственному
острову длиной 4 километра, и уже после того начинается подвесной
мост. Сложность решения задачи соединить железные дороги Дании и
Швеции осложнялась тем, что эти страны используют разные системы
электроснабжения локомотивов (в Дании ток 25 кВ, 50 Гц, в Швеции
— 15 кВ, 16 2/3 Гц). Для этого Дания и Швеция заказали 36 двухсистемных
электропоездов серии Х31 с кузовами из нержавеющей стали. В них
применен трехфазный тяговый привод с преобразователями на базе транзисторов
IGBT и асинхронными электродвигателями. Длина поезда Х31 равна 78,9
м; ширина кузова 2966 мм; высота 3800 мм; число мест для сидения
237, максимальная скорость 180 км/ч.
В
Шведском городе Мальмё (втором по величине после Стокгольма) осмотрели
Ратушную площадь, выпили за здоровье всего скандинавского народа
и вернулись в Копенгаген, чтобы найти знаменитую Русалочку, творение
Андерсена. Нашли. Русалочка выглядела очень романтично в лунном
свете на фоне индустриального пейзажа.
Заночевали
в «Quality Airport Hotel Dan» (700 метров от аэропорта Каструп).
Телевизор в гостинице встретил нас трогательной надписью, объединив
меня и Серёгу в одно лицо (Виталий Засекин). Позже мы заметили,
что скандинавы избегают употреблять мою фамилию. Предположили, что
на датском она означает что-то, что нельзя произносить всуе.
Вторник,
6 марта
Лететь
в Гренландию нам предстояло с авиакомпанией «Гринланд Эйр», у неё
веселенькие такие самолеты, ярко-красного цвета. В условиях вечных
льдов и полярной ночи это должно окончательно сводить с ума местное
население.
На
этом самолете мы и перелетели из Копенгагена в Гренландию (рейс
Air Greenland рейс GL 781 Copenhagen — Kangerlussuaq), в пути почти
5 часов.
Вот
мы и в Гренландии. Что мы знали о ней раньше? Ничего, кроме того,
что это огромный белый остров где-то справа от Канады.
Теперь
мы знаем, что Гренландия — это самоуправляющаяся территория Дании,
со своим флагом, гербом и прочей атрибутикой. Что Дания тратит на
поддержание жизни Гренландии по полмиллиарда долларов в год (сколько
Дания получает от США за возможность размещения здесь военных баз
— справочники стыдливо умалчивают). Что в Гренландии есть города.
Что инфраструктура и жизнеобеспечение во многом создано американскими
военными, которые базировались здесь раньше и базируются сейчас
в чуть меньшем количестве. Что все население острова — 50 тысяч
человек. Что ежегодно от острова откалывается 15 тысяч айсбергов,
один из которых потопил «Титаник». Что толщина ледяного панциря
Гренландии три с половиной километра. Что стрелка магнитного компаса
здесь показывает не на север, а на запад (из-за того, что магнитный
полюс не совпадает с географическим). И что до Северного полюса
отсюда ближе, чем до какой-либо мировой столицы.
И
еще:
Флаг Гренландии изображает яркое солнце, сияющее на фоне вечных
снегов и льдов. Красный и белый цвета не только символизируют солнце
и льды со снегами, но и означают неразрывные связи с метрополией,
повторяя цвета датского флага. Государственный язык Грнеландии —
эскимосский, а не датский, официальное название страны «Калааллит-Нунаат»
(по-эскимосски «страна людей»).
Официальным гербом Гренландии является белый медведь на синем щите.
Медведь символизирует фауну острова и его расположение в полярных
широтах.
Гренландия
встретила нас температурой —25С, не очень холодно, но, при наличии
порывистого ветра, не очень комфортно. В Кангерлуссуаке живет 600
человек. Если учесть, что до недавнего времени это была американская
военная база, весь город — это постройки вокруг взлетной полосы.
Вообще, в Гренландии есть только один аэропорт с «нормальной» взлетно-посадочной
полосой, такой, на которую может приземлиться трансконтинентальный
самолет, — в Кангерлуссуаке. Во все остальные города (которые расположены
по периметру острова и в основном в юго-западной его части) народ
прилетает с Большой земли через этот транзитный аэропорт. Дорог
между городами нет. Из средств транспорта, помимо самолета, — снегоход,
морские суда (южнее границы вечных льдов), собачьи упряжки.
Летим
с Air Greenland дальше, рейсом GL 235 Kangerlussuaq — Sisimiut,
в пути по расписанию 30 минут, фактически 20.
Сисимиут
встретил нас веселой толпой гренландцев с телекамерами, флажками
и цветами. Растроганы. А зря — встречают не нас, а сисимиутскую
команду по таэкван-до, которая что-то выиграла на европейском чемпионате
в Копенгагене. Это ж надо, где Сисимуит, и где европейский чемпионат
по таэкван-до! Домашнее задание: найдите на карте Данию и Гренландию.
Нас
же встречает глубоко беременная представитель фирмы Гринланд Трэвел
— очаровательная Аннет. Вопрос: «Аннет, Вы — наш каюр-проводник?»
Ответ: «Ан нет!».
Аннет
отвезла нас в гостиницу, лихо управляясь с микроавтобусом на раздолбанной
дороге из аэропорта в город. Чуть позже состоялся брифинг по поводу
нашего путешествия на собаках, из которого мы узнали много нового:
что вся группа (в Москве нас предупредили, что группа будет
не более 15 человек) состоит из нас двоих и нашего проводника, что
наш проводник не говорит ни по-английски, ни по-датски (только гренландский),
и, что самое главное, не надо бояться, когда сани будут лететь вниз
по склону, потому что у них есть тормоза. Не придав особого значения
последней информации, купив в лавке у Аннет по футболке, отправились
на осмотр местных достопримечательностей.
Достопримечательностей
в городе две: музей, который почему-то работает во все дни недели
по-разному: во вторник, например, с 19:00 до 22:00, а в среду с
13:00 до 17:00, и морской порт, в котором находится единственный
в городе приличный ресторан, но который во вторник не работает.
В общем, не напрягается народ, если у шеф-повара по вторникам теща
прилетает из Копенгагена, очевидно, что работать ресторан в этот
день не будет. В городе на 5 тысяч человек все к этому отнесутся
с пониманием!
Среда,
7 марта
Город
Сисимиут расположен непосредственно на берегу Дэвисова пролива,
поэтому вся жизнь, естественно, крутится вокруг моря, рыбалки на
китов (Гренландия — единственная страна мира, где официально разрешен
убой китов) и тому подобного.
Однако
народ также уважает и велосипедные прогулки по фьордам.
Фьорд
— это такое геологическое образование, первоначально бывшее руслом
реки, затем по этому руслу прошелся ледник, сильно расширив и изрезав
берега. Получилось что-то типа широкого горного ущелья, выходящего
к океану.
В
переводе с гренландского, Сисимиут — лисья нора. Лис не нашли, зато
обнаружили толпу ребятишек, катающихся с почти вертикального уклона
горки. Серега, старый сноубордист, летчик, парапланерист и филателист,
не решился с нее скатиться. Позже, когда мы спускались с таких же
горок на собачьей упряжке, стало понятно, что гренландцев с детских
лет учат философски относится к таким приключениям.
Во
время самостоятельной пешей обзорной экскурсии по Сисимиуту обнаружили
человека, собирающего дом. Весь дом привезен из Дании, сложен по
ящичкам на холмике. В одном ящике окна, в другом стены, рядом стоят
банки с краской, чтобы потом специально за ней в Копенгаген не лететь.
Дом собирается по книжечке, как мебель из «Икеи». Мужик с удовольствием
поведал нам о том, что дом он собирает для себя, что собирает его
один, что собирать еще целый год, но он не очень торопится.
Когда
дом будет достроен, из его окон будет такой вот вид:
Музей
Сисимиута очень наглядно проиллюстрировал особенности жизни инуитов.
Кстати, местное население — инуиты — это аляскинские эскимосы, перекочевавшие
в Гренландию. Интересно, что могло заставить людей поселиться в
столь неприветливой местности? В свою очередь аляскинские эскимосы
— это ведь потомки наших, «советских» эскимосов! Короче, когда будем
забирать взад Аляску, надо не забыть про Гренландию!
Четверг,
8 марта
Утро
8-го марта началось, конечно же, со звонков на родину и поздравлений
любимых. По нашему, гренландскому, времени это было в 6 утра, дома
было уже «после обеда». Вам когда-нибудь звонили из Гренландии?
То-то же! А нашим женам звонили!
В
этот день, наконец-то, начинается наше путешествие на собаках, во
время которого нам предстоит пройти около 200 километров по фьордам,
озерам, преодолеть несколько горных перевалов и ледников.
Как
и было оговорено заранее, в 8:00 в гостиницу за нами заехал приятель
Аннет и повез к предполагаемому месту старта. Приехали. Собачки
тявкают в предвкушении высокооплачиваемой работы, однако, каюр куда-то
запропастился. Наш провожатый нервно звонит куда-то, потом, широко
улыбаясь, предлагает проехать на самую высокую точку в городе, откуда
якобы открывается офигительный вид на океан. Ладно, давай съездим.
Приехали — вид действительно офигительный. Пока мы восхищаемся видом,
абориген настойчиво с кем-то о чем-то на гренландском языке обсуждает.
Через 20 минут сообщает, что хватит-таки любоваться океаном, пора
и делом заняться. Едем к другим собачкам.
Знакомство
с нашим каюром по имени Ани было лаконичным: пожали руки, представились.
За все дни пробега Ани не произнес практически ни одного слова,
кроме слова «кофе».
Зато
собачки оказались очень общительными — утром и вечером непременно
устраивали бурное обсуждение прожитого дня и предстоящего перехода.
Выглядело это примерно так:
Вожак: «Опять Ани лучшие куски рыбы на ужине отдал этой черноголовой!».
Все: «Тяв-Тяв!».
Рыжий пёс: «Сколько можно терпеть эту дискриминацию? Работаем только
мы четверо, а получают все одинаково!».
Белоухий: «А ты пойди на свободу, посмотрим сколько протянешь!».
Все: «Тяв-тяв-тяв!».
Вожак: «Завтра трудный участок на спуске в Стрёмфьорд — берегитесь,
чтобы сани сзади вас не подавили, Ани что-то последнее время не
очень аккуратен на спусках, да еще эти двое толстомордых!».
Все: «Тяв-тяв-тяв-тяв!».
Где
же вы там жили?! — задают вопрос все, кому мы рассказывали о своем
пробеге на собачьих упряжках. В глазах спрашивающих — ужас перед
вечной мерзлотой, который многократно усиливается, когда говоришь,
что Гренландию покрывает ледник толщиной 3 километра. Но, господа,
это же Дания, а не Салехард времен застоя! На всем нашем пути мы
ночевали во вполне комфортабельных «охотничьих домиках». Домик отапливается
керосиновыми печками, — запаха никакого, помещение прогревается
за 30 минут до комфортной температуры, оборудована кухня, вытяжка,
вода — топленый лед с озера, для приготовления пищи используется
керосиновая горелка, для освещения — керосиновая лампа. Единственное,
чего нет — электричества. Но как-то его не очень то и хочется: телефон
заряжать смысла нет, поскольку нет связи, а в остальном вполне можно
обойтись и без электричества.
Вечером
на небе зажгли пылающий закат — очень яркие краски. А ночью вообще
включили полярное сияние, правда, в черно-белом исполнении.
Пятница,
9 марта
Примерный
распорядок дня во время путешествия на собаках:
7:30 — подъем (вместе с восходом солнца);
8:00 — легкий завтрак, чай, кофе;
8:30 — пристёжка собак, упаковка вещей в сани;
9:00 — 17:00 — собственно путешествие на собаках, во время которого
3-4 остановки для отдыха собак и распутывания верёвок, одна остановка
для употребления горячего кофе из термоса и поедание бутерброда;
19:00 — ужин;
20:00 — отбой;
02:00 — наблюдение северного сияния.
Где-то
в середине дня проезжали по озеру, покрытому прозрачным льдом. Почему
в наших водоемах не образуется такой лед? А потому, что это возможно,
когда температура понижается очень быстро и лед не успевает помутнеть
из-за движения в нем взеси ила, песка и прочей придонной гадости.
Суббота,
10 марта
В
конце нашего путешествия, уже на подходе к Кангерлуссуаку, произошел
суперэкстремальный спуск с горы. Необходимо было спуститься по склону
длиной метров 50 и с уклоном градусов 60. Мы с Серёгой решили пойти
вниз пешком, и не зря: на спуске Ани не справился с управлением,
когда половина собачек обогнула огромный камень слева, а другая
— справа. И саням ничего не оставалось, как на полном ходу врезаться
в этот камень. Бедный Ани! Бедные собачки! Бедные сани! Представьте
картинку: наш каюр ходит согнувшись в три погибели, держась за грудную
клетку (не хило ударился о задник саней), две полузадушенные собачки,
повиснув на своих шлейках издают предсмертные звуки, а мы стоим
сзади, не понимая что же делать дальше. Ани поохал, покряхтел, сдернул
сани с камня, освободил бедных собачек и победоносно завершил-таки
спуск. Мы с Серёгой, офигевшие, обсуждаем, что бы было если бы мы
в момент удара были в санях. Сошлись во мнении, что безопасно соскочить
с них мы бы однозначно не смогли. В результате все собачки оказались
живы, Ани отшиб грудину, а сани получили перелом крайнего ребра
жесткости.
К
вечеру 10 марта прибыли в Кангерлуссуак, тот самый город, в который
раньше прилетели с Большой земли, то есть из маленькой Дании.
Воскресенье,
11 марта
В
Кангерлуссуаке везде чувствуется присутствие американских военных,
вот, например, бомба, приспособленная под пепельницу.
А
вот трогательная забота о путешественниках — термометры развешены
возле гостиницы, на здании аэропорта и в других посещаемых местах.
В некоторых дополнительно вывешивается распечатка из интернета с
прогнозом погоды на три ближайших дня. Когда мы улетали, прогноз
обещал —45С на послезавтра.
В
магазине (единственном) — изобилие, любые фрукты-овощи, свежее мясо
— ассортимент вполне европейский, правда, цены слегка кусаются —
баночка пива 0.3, например, стоит в переводе на наши деньги 200
рублей.
Местное
население (скорее вахтовые работники из Дании) поразили своей заторможенностью.
Оплачиваем вездеходную экскурсию на внутренний ледник. Проезд стоит
495 датских крон. У нас крон хватает только на одного, предлагаем
за второго оплатить в евро, по официальному курсу 1/7,5. Девушка,
представитель «Гринланд Трэвел», мило улыбаясь, долго умножает столбиком
на листке бумаги 7,5 на 495. Получив безумное число, округлив глаза,
пошла за помощью к своей начальнице. Мы, давно прикинув в уме, что
это будет около 60 евро (надо было делить, а не умножать), предлагаем
пересчитать на телефонном калькуляторе. Дамы долго совещаются, после
чего гордо нам сообщают, что сегодня они в евро не берут, и не могли
бы мы дойти до банкомата и снять с карточки деньги в кронах.
Внутренний
ледник — это что-то совершенно невероятное! Лично я даже близко
не представлял себе, насколько это грандиозное зрелище. Представьте
себе застывшее море в шторм — сине-прозрачное, с волнами, барашками
— вдруг мгновенно замороженное одним взмахом руки Снежной Королевы.
Ты идешь по твердой поверхности, но это не поверхность застывшего
озера, а окаменевшие волны бурного океана. И красота эта простирается
во все стороны до горизонта.
Ледник
занимает примерно 83% площади Гренландии и является крупнейшим запасом
пресной воды на планете (вместе с Антарктидой это 70% мирового запаса
пресной воды). Неплохой, однако, капитал будущих поколений Дании.
По
дороге с ледника в город остановились возле обломков американского
военного самолета, разбившегося возле Кангерлуссуака в 1960-х годах.
С тех пор обломки так и валяются возле дороги. Я взял небольшой
кусочек фюзеляжа в свой домашний музей.
Понедельник,
12 марта
Вернувшись
из Гренландии в Копенгаген, мы располагали одним вечером (самолет
приземлился в 19:30), в течение которого единственное, что мы могли
успеть — посмотреть самый центр столицы Дании. В центре были обнаружены:
улица им. Г.Х. Андерсена, памятник тов. Г.Х. Андерсену, скульптурная
группа из двух трубадуров, которые, по преданию затрубят в тот момент,
когда по площади пройдет невинная девушка. Трубадуры молчат уже
несколько сотен лет.
Также
был обнаружен штаб воинственно настроенной молодёжи, устроившей
недавно беспорядки в центре Копенгагена (см. светскую хронику за
март 2007 года). Молодежь оказалась, во-первых, наполовину сильно
за 40, а во-вторых, очень миролюбивой по причине употребления большого
количества скандинавского пива.
Переночевав
в уже знакомом отеле «Quality Airport Hotel Dan», утром вылетели
на родину. Прощай Гренландия, царство Снежной Королевы, и Дания,
взрастившая Андерсена, придумавшего её.
Вторник,
13 марта
Aeroflot
SU 216 Copenhagen (CPH), Denmark Terminal 2 08:45 Sheremetyevo (SVO),
Moscow, Terminal 2 13:25 Non—stop / 319 2h40mins
Utair Aviation Jsc UT 453 Vnukovo (VKO), Moscow, Russia 19:55 Tyumen
(TJM), Russia 00:15 + 1 day(s) Non—stop / TU5 2h20min
ГРЕНЛАНДИЯ
(Grenland), остров в Северном Ледовитом океане, крупнейший
в мире. Территория Дании (с 1953); пользуется самоуправлением с мая
1979. 2176 тыс. кв. км. Население св. 55,7 тыс. человек (1993), в
т. ч. гренландцев (эскимосов) ок. 90%. Адм. ц. — Готхоб. Св. 80% территории
занято покровным ледником мощностью до 3400 м. Объем льда 2,6 млн.
км3. Высота до 3700 м (г. Гунбьерн). У берегов ежегодно образуется
13—15 тыс. айсбергов. Климат морской субарктический и арктический,
на леднике — континентальный. На побережье тундровая растительность,
много птиц. Обитают: северный олень, овцебык, белый медведь, песец;
в прибрежных водах моржи, тюлени. На северо—востоке Гpенландский национальный
паpк. Добыча криолита, руд цветных и редких металлов. Рыболовство,
морской промысел. Рыбоконсервные заводы, овцеводство, оленеводство.
ПЕРВЫЕ
ПОСЕЛЕНИЯ ВИКИНГОВ
Гренландию первым увидел, как рассказывается в исландских сагах, Гуннбьерн
Ульвссон. Затем на поиски этой земли отправился Эйрик Рыжий (Рауди),
норвежец по происхождению, вынужденный покинуть родную страну из—за
совершенных им убийств, впоследствии изгнанный также и из Исландии.
Новооткрытую страну он назвал Гренландией — «Зеленой страной». Климат
Гренландии в то время был более теплым, на юге острова росла сочная
трава, деревья, озера и реки были полны рыбой, в изобилии водились
олени, тюлени.
Эйрику
удалось собрать экспедицию из 25 кораблей, из которых до Гренландии
добралось лишь 11. Им было основан Эстербюгген — Восточное поселение.
Впоследствии появился Вестербюгген — Западное поселение. Численность
скандинавских жителей Гренландии достигала 5—6 тыс. человек. Гренландцы
занимались разведением коров и овец, охотой и рыбной ловлей. Первое
время дела у них шли хорошо, поддерживались связи с Исландией и Норвегией.
Гренландцы продавали пушнину, моржовую кость, шкуры, покупали лес,
хлеб, железо.
Политическое устройство Гренландии было схоже с исландским. Каждый
год жители собирались на тинг в усадьбе Эйрика, семья которого фактически
решала все важные вопросы. Позднее, после христианизации, место собраний
было перенесено в Гардар, резиденцию епископа Гренландии. Как рассказывается
в сагах, христианство в Гренландию привез Лейф Эрикссон по поручению
норвежского короля Олафа Трюггвасона, яростного поборника новой веры.
Одной из первых христианок стала жена Эйрика Тьодхильд. Она и построила
первую в Гренландии церковь. В 1126 здесь была учреждена епископская
кафедра.
С
13 в. жизнь гренландцев стала ухудшаться: началось похолодание, поселенцы
к этому времени уже вырубили деревья, началась эрозия почвы, на усадьбы
начал наступать песок. Торговать с гренландцами стало менее выгодно,
купцы посещали отдаленный остров все реже, а у самих гренландцев кораблей
не было. В 1261 гренландцы стали подданными норвежского короля, получив
торговые привилегии. Но это не помогло, так как всю торговлю Норвегии
постепенно прибрали к рукам ганзейские купцы, которых Гренландия не
интересовала. Начались стычки с эскимосами, жившими ранее далеко на
севере, а теперь продвигавшимися на юг. После 1378 епископы, получавшие
кафедру в Гренландии, перестали отъезжать на остров.
В
середине 14 в. внезапно опустело Западное поселение. Причины этого
до сих пор остаются неясными. Восточное поселение просуществовало
по крайней мере до начала 15 в. В середине 16 века моряк—исландец,
приплывший в Гренландию, не обнаружил в поселениях уже никого. Колония
гренландцев, не сумевших приспособиться к изменившимся условиям, вымерла.
|
увидено:
гренландские фьерды
полярное
сияние
полярная ночь
полярный
день
полярные собаки
полярные
люди
северные олени
В
Копенгагене:
Дворец Амали—енборг, Цитадель, статуя Русалочки, мост
между Данией и Швецией.
пригодилось:
термобелье
теплые носки
толстовка
ветровлагозащитные брюки
куртка ветрозащитная
теплая пуховая куртка
перчатки теплые
рукавицы теплые
шапка с ушами
обувь «Baffin» (спасибо Андрею Макарову)
очки солнцезащитные
рюкзак
термос
КЛМН
фонарь
аптечка
крем, помада
умывальные принадлежности
влажные салфетки
туалетная бумага
GPS
бинокль
фляжка с виски
спальный мешок
|