В
ролях:
Toyota Land Cruiser 70
Юрий Пономарев
Виталий Самойлик
Карта
маршрута
Видео
Отчет,
подготовленный Юрием Пономаревым (hanter79)
и опубликованный на awd.ru
Итак,
Монголия
Надо отметить, что в моих планах Монголии не было. Не то что бы
совсем, но в ближайших – точно нет. В начале мая вернулся из США
и во время первого же визита к приятелю впервые для меня прозвучало
это загадочное слово - Монголия… Воображение моментально нарисовало
бескрайние степи, суровых потомков Чингисхана с непонятными намерениями,
бесчисленные табуны лошадей, кумыс рекой… и далее в том же духе.
В общем, прокрутив мысленно это кино, я был готов отведать кумыса
с теми потомками немедленно. Реальность, конечно, все подправила,
но об этом позже. А пока все силы были брошены на подготовку.
Временем
визита в Монголию был определен сентябрь, и мы начали собирать информацию
о стране. Однако так случилось, что через несколько дней срок нашего
путешествия был сдвинут на конец июня. И все завертелось с удвоенной
энергией. Статья первая: автомобиль. Почитав записки бывалых и выяснив,
что в Монголии обычно все отваливается, гнется, рвется, и вообще
машина может из путешествия не вернуться, я с такой ценной информацией
поспешил к механику. Так у них, возможно, неправильные машины, -
лечит меня механик, - а моя машинка выступит достойно. (Откуда он
все знал, ведь не был же в той Монголии?!) Так с его легкой руки
на время похода в далекую Монголию наш железный друг стал называться
«машинка». И хотя авторитетное мнение механика немного меня успокоило,
были припасены все сменные жидкости, а те, что не припасены, - отревизированы
и проверены на предмет соответствия заявленным вязкостям, плотностям,
текучестям, точкам кипения, замерзания и точке Росы. Ну и, само
собой, - всевозможные заплатки, клеи, усиленный набор монтажек,
домкратов, якорь, канистры и прочие проволочки и шланги. В итоге
треть багажа заняло жизнеобеспечение нашей машинки, что, по моим
понятиям, приближало нас к максимальной автономности в походе.
Далее:
маршрут. Ближайший к нам переход в Ташанте, поэтому выбрали западную
Монголию, тем более, что наша цель – рыбалка, а судя по отзывам
- она там самое оно. Накачали и распечатали «километровки». Залили
их в два навигатора, на том и успокоились. Последний этап: запаслись
харчами. Все, через сутки стартуем. Да, чуть не забыл! За три дня
до старта компаньон мой Виталий убывает по-срочному в Шанхай с неизвестными
для Монголии целями. Надо ли говорить, в каком напряжении мы с машинкой
ждали его возвращения. Наконец все собрались, все уложено, упаковано
и в 21:00 17 июня мы отправляемся.
Наша
машинка оборудована спальником с двумя полноценными спальными
местами, поэтому едем в «четыре руки» без остановок. Ну, кроме
заправок и поддержания время от времени истощающихся сил экипажа.
Еще из Тюмени созвонились с ребятами из Барнаула, которые в наши
сроки должны были везти в Монголию группу фотографов. Договорились
о совместном переходе границы и о помощи в получении пропуска
в Улэгэе. По дороге созваниваемся, все вроде по плану. В районе
Бийска выяснилось, что мы их обгоняем, поэтому за Бийском встаем
на ночлег. Место называется «Пляж», очень рекомендую к ночевке.
Это озеро с теплой водой, местные приезжают купаться и отдыхать.
Палатку не ставим для экономии времени утром, опять машинка выручает.
С утра в путь, погода прекрасная, настроение великолепное.
Где
то на Алтае, а табличка как родная
После
Маймы начинаются прекрасные виды и так до самого Кош-Агача, где
уже степь в первозданном виде. Я давненько не был на Алтае и был
приятно удивлен сервисом после Маймы. Кемпинги, мотели, гостиницы
на любой вкус и кошелек. Думаю, можно смело ехать, не беспокоясь
о бронировании. А природа все интересней, настроение все веселей.
На Чуе Виталик показывает мне пороги, которые ему доводилось штурмовать
на катамаране. Впечатляет, однако, особенно 5-балльный.
Неожиданно
песчанная буря
Российский
хлебушек в дорогу, прямо из пекарни в Кош-Агаче
В Шебалино последняя заправка «Роснефти», заливаем полный бак, канистры,
далее будем только разбавлять тем, что попадется. Созваниваемся
с барнаульцами, они где-то сзади. Договаривались встретиться в точке,
где в Чую впадает речка Тыдтугем. (Великолепное место для ночевки.
Рекомендую). И вот мы на месте, а коллег все нет. Становится понятно,
что границу переходим одни и все вопросы в Монголии решаем самостоятельно.
В
6:20 следующего дня мы уже на дороге. В Кош-Агаче заливаем бак до
полного, последняя яичница на ближайшие две недели, и в 8:20 мы
в Ташанте. Граница. Перед нами четыре фуры, везут в Монголию муку
и топливо. Но все проходит достаточно быстро, минут за сорок, с
учетом очереди, проходим все процедуры. Как-то все очень лояльно
к пересекающим границу. На монгольской стороне таможенник при осмотре
заявляет, показывая на спиннинги, - это в Монголию нельзя. Вот так
номер! Едем на рыбалку, и нельзя. Но призывы к монгольско-российской
дружбе сглаживают ситуацию, и нас выпускают. Ура, мы в Монголии!
И на тебе, опять какой-то невнятный шлагбаум, благо поднят. Из будки
выскакивает дед: «Айда, страховка покупать будем!» А сколько стоит
страховка? 800 рублей, однако. Я бы, наверное, и пошел, но Виталик
же три дня в Шанхае постигал, что Восток - дело тонкое. Какая, говорит,
такая страховка, мы - мирные люди, ничего нарушать не собираемся.
Дед еще долго горячился, показывал исписанные бумажки, но Виталий
не сдавался: это ж ты испортил бумажки, а мы ничего подписывать
не будем! По коробке - и вперед! Как впоследствии оказалось, решение
было правильным, никто страховкой не интересовался (просто некому
было).
Первый монгольский сервис
На границе к нам подошел человек и дал телефон в Улэгэе, по которому
нам обещали помочь с пропуском и рыбалкой. Так как с барнаульцами
встретиться оказалось не судьба, это был вариант. Дорога до Улэгея
дала некоторое представление о том, что нам предстоит, но вообще-то
ничего интересного на этом куске пути мы не обнаружили. В Улэгэе
звоним по данному на границе телефону, довольно скоро к нам подходит
приятная дама средних лет.
Находим общий язык, она помогает поменять рубли (курс 45,8), показывает
места с сувенирами и обещает помочь с разрешением. Параллельно выясняется,
что у дамы бизнес для таких, как мы: на озере Хурган-Нур что-то
типа базы, и нам ненавязчиво предлагают услуги. Дескать, и юрта,
и баня, и ужин, если мы захотим. Сговариваемся на 3000 рублей за
все, включая разрешение, и нам еще вручают четверть барана, так
как на месте, по ее словам, баранов нет. Нормальная для Монголии
ситуация, однако. На просьбу показать местонахождение базы на озере,
дама блуждает пальцем по «километровке», что нас немало озадачивает,
и, как потом оказалось, не зря. Конкретное место она так и не указала,
но заверила, что точно на южном берегу. На том и расстаемся. Да,
нам дают еще записку, которую надо передать человеку на базе, которого
зовут Узак. Вот сей документ.
Узнать бы еще, что там написано. Кстати, в дальнейшем это письмо
не раз сослужит нам добрую службу.
А это пропуск в погранзону:
Районный центр Баян Улэгэй.
Монгольские
красавицы
В Улэгэе в принципе асфальт, но сразу за городом блага цивилизации
кончаются и начинаются монгольские прелести. Дорога двоится, четверится,
шестерится и т.д. Поначалу это сильно нас тормозило. Останавливались,
пытались привязаться по карте и лишь километров через 70 просекли
алгоритм движения по Монголии. По компасу и карте выбираешь направление
движения и едешь по любой дороге, сколько бы их ни было. Все дороги
рано или поздно сольются либо на перевале в следующую долину, либо
на мосту через реку.
Эх,
дороги
Привязка
на местности. Куда не иди, везде пи..........кир.......
Чей-то
дом
К
вечеру, через 75 км, добираемся до следующего населенного пункта,
он называется Ценгел. Заправка с солярой присутствует, но все
закрыто. Видимо, нужно ехать к заправщику домой, но по-русски
вокруг никто не говорит. Ошибкой было не заправиться в Улэгэе.
Ценгэл
Однако кладбище
Но связь держат серьёзную
Художник за работой
Делать нечего, отправляемся дальше. Ценгел стоит на реке Ховд, это
первая цель нашего похода, вдоль Ховда и продолжаем путь. Пойма
реки радует глаз зеленой травой, редкими лиственницами и всякой
птицей, связанной с водой. Проехав километров 20, встаем на ночевку.
Сегодня был хлопотный день, хотелось тишины и покоя. Хватив дорог
Монголии, в этот вечер, и во все последующие, первый тост мы поднимали
за машинку.
Первый
лагерь на Ховде
Загадочное сооружение
Утро начинается неспешно - с кофе и завтрака. Упаковавшись, двигаемся
дальше, до следующей цели у нас около 90 км, но это монгольские
км, и какой коэффициент применять - хз. В Монголии меряют не километрами,
а часами. Проехав минут 30-40, присматриваем перспективное место
для рыбалки. Спиннинг наизготовку, и алга!
И
вот он, первый монгольский хариус. Со стороны, наверное, я выглядел,
как ребенок с вожделенной игрушкой. Однако пришлось преодолеть 2500
км, чтобы добраться до этой игрушки. Потом еще хариус и еще. Первый
накал сбит, хариус немедленно посолен и вскоре будет употреблен
в качестве холодной закуски. А мы двигаемся дальше.
По дороге встречаем четыре машины из Комсомольска-на-Амуре, колонну
ведет сам Евгений Горбик, хозяин компании «Терра Монголия». Нас
угощают чаем. Спрашиваем о мостах и дорогах впереди. «Рискованно!»
- авторитетно заявляет Евгений, глядя на нас и нашу одинокую машинку.
То ли укорил, то ли похвалил? На том и расстались. Одна из машин
была "Mega Cruiser". первый раз увидел живьем. Через некоторое
время подъезжаем к мосту через Ховд, как оказалось, здесь же находится
граница национального парка.
Перед шлагбаумом нам предлагают купить какой-то невнятный талон
за 2000 тугриков и два симпатичных билета по 3000 тугриков.
Мы некстати начинаем умничать, что дорого и денег нет, хотя билеты
отпечатаны типографским способом и перед нами госслужащие. Как говорится,
торг здесь неуместен. Ну, в общем, зря мы это все затеяли. На весь
этот балаган у шлагбаума из юрты выходит молодая, но очень решительная
девушка. Предъявляет нам вот такой документ.
Начальник всего нацпарка - не меньше. Переписывает данные наших
паспортов в какой то гроссбух. Мы уж и деньги отдали, как положено,
а поздняк метаться, оказывается: машину к осмотру! «Что это? Удочки?!
С этим в парк нельзя, категорически! Разворачивайтесь и уезжайте!»
Дело, как говорится, пахнет керосином. При этом никто из монголов
не знает русского, а мы, соответственно, монгольского. У меня непроизвольно
вставляются английские слова, но и этого языка девушка не знает.
Вот так и общаемся. Берем паузу, отъезжаем от шлагбаума. Под угрозой
вся концессия, ради которой проделано 2500 км. Короче, все пропало.
Решаем спиннинги зачехлить, а самый беспонтовый пожертвовать монгольским
богам в лице наместника - начальника нацпарка. Второй подход к шлагбауму,
уже пеший. Так, мол, и так, рыбу не ловим, вот спиннинг. И опять
слышим категорическое «Нет!» И тут мы вспоминаем про записку Узаку.
Бегом за ней. Строгий начальник внимательно читает, думает и, о
чудо! Нам разрешен допуск в святая святых, где все хариусы уже подсчитаны
и учтены строгим начальником. Ура три раза! Под конец начальник
показывает на спиннинг, как бы говоря: а русский – хитрый: лески-то
нет. Но возвращает и его.
Рвем через мост, дорога уводит нас от реки, пейзаж становится «марсианским»,
вот тебе и нацпарк. Начинается затяжной подъем на несколько километров.
В общем, глазу зацепиться не за что. И вот, наконец, перевал. Впереди
- озеро-Хурган-нур.
До юрт Узака 2-3 часа пути по нашим прикидкам. Как мы были наивны.
Едем вдоль озера до моста на перешейке.
Перед
мостом чудо инженерной и строительной мысли. Работающий заправочный
комплекс.
После моста застава, но мы никого не интересуем. Патруль, видимо,
устал. На другом берегу Хурган-нура в озеро текут многочисленные
ручьи, которые преодолеваем вброд. Едем полчаса, час, полтора. Никаких
следов юрт, озера, и того не видно, сплошной марсианский пейзаж.
Только лебеди в 20 метрах от машины
Наконец, через полтора часа, за очередным поворотом - УАЗ. Водитель
знает несколько русских слов, звать Булат. Но, судя по его реакции,
никаких юрт поблизости не построено. Ситуация тупиковая. Приплыли,
здрасьте, девочки! И тут опять вспоминаем заветное письмо. А-а-а,
Узак, знаю, конечно, так бы сразу и сказали. И уверенно тычет в
конкретное место на карте, но на северном берегу, мы его миновали
часа 3-4 назад. Уж какими словами мы вспоминали нашу «милую» даму…
Короче, можете смело опереться на весь свой словарный запас по теме.
Решаем никуда больше не ехать, благо только что миновали ручей,
в устье которого виднелись даже деревья. Вернулись к ручью, никаких
тропок к озеру не обнаружили, прем по целине, а там местами такие
острые камушки, что переживали за машинку сильно. Но добрались без
происшествий, милая поляна, даже дрова есть. Не одну отару можно
на шашлык извести. И, о чудо, в устье ручья снег (напомню, на календаре
22 июня). Ставим лагерь, ужинаем. Тут поднимается ветер, да такой,
что палатку стелет по земле, раскатанные головешки костра горят
сигнальными ракетами. Подправляем палатку и падаем спать под мерный
шум дождя. Не наш был день, однозначно.
Второй наш лагерь
Просыпаюсь в 6 утра - дождь, в 7 утра - дождь. Нет, ну это уже перебор!
Вчера, понимаешь ли, и сегодня опять. Примерно так мы бурчим. Уже
и кофе в палатке сварили, собирались переходить к завтраку, но тут
дождь прекращается. Пока одевались и выползали из палатки, на дворе
полный штиль и солнце. Все - немедленно на рыбалку! Опция «хорошее
настроение» самопроизвольно переключилась на «отличное», и мы со
спиннингами наперевес - на озеро. Оказалось, так приятно в июне
пройтись по естественному снегу и льду. Пока на первых забросах
изучал глубины, словил несколько зацепов, правда, без трагических
последствий для снастей. Благо дно каменистое и после небольших
блужданий по берегу местный Нептун отпускал добычу. И вот опять
зацеп, бреду по берегу, травлю, сматываю шнур. На воду даже не смотрю.
И на тебе – рывок! Так это ж рыба! Вывожу – осман, 1,5 кило. Читал,
что это елец, местный эндемик. И действительно, на просторах родины
ельца больше кильки не припоминаю.
Через некоторое время еще один, точно такой же. Виталик, как заправский
рыбак, изучает все возможности водоема, обхаживая берега нашего
залива. Но что-то на дальних кордонах фарта нет. А я с нашего ледника
практически не сходил. Возвращается Виталик и с ледника тоже обрыбливается
османом. Вы не поверите - 1,5 кило. Питомник у них здесь, что ли?
Писали, что осман в Монголии - 5-6 кило, видимо, мы попали на
ферму откормки молодняка. Наш ручей впадает в довольно большой
и неглубокий залив, поэтому хариуса я здесь и не ждал. Но и хариусом
нас сегодня побаловали.
Улов
дня
Видимо,
монгольские боги смилостивились над чужеземцами, ну или предложили
небольшую компенсацию за вчерашнее. С рыбалкой завязываем, дальше
- праздник живота. После всех необходимых замеров и обвесов, хариус
солится, осман готовится на уху и жареху. Погода продолжает баловать,
опция «отличное настроение» вышла за пределы шкалы и бьется в потолок.
Если кто помнит, с нами до сих пор четверть барана, для традиционного
монгольского блюда, которое приготовит нам заботливая хозяйка в
уютной юрте Узака. Осталось только определиться, где та юрта. Решаем
приговорить и баранину тоже, доселе набирающую силу в недрах ледника.
Праздник, так на всю катушку!
Уха почти готова. Осталось кувалду положить и лук
Корабли пустыни заходили в гости. По снегу видать соскучились
Потом пришла ночь. Тихая и спокойная
Забегая вперед, скажу, что остатки баранины и жареного османа преследовали
нас до конца похода. Не потому что не удались, а потому что праздник
был заготовлен человек на пять. Короче, праздник удался на все 120%.
Следующим
утром нас будит пара лебедей, устроившихся прямо под лагерем. Погода
солнечная, но рыбалка с утра не задалась. Решаем выдвигаться в сторону
юрты Узака, если найдем ее, конечно, что уже не кажется нам очевидным.
По дороге находим грандиозный могильник. Судя по размерам, лежит
здесь кто-то масштаба Чингисхана
Тоже какой то знак
Вот еще артефакт
На перешейке между Хотоном и Хурганом пробуем рыбачить, фарта нет.
У моста два монгола с очень впечатляющими удилищами из лиственницы,
но и у них клева нет. Погода портится, поднимается ветер. Настоящий
монгольский ветер. Кто был, тот знает. Про такой здесь говорят:
мозги выдувает. Монголы располагают жилища, учитывая, в первую очередь,
этот фактор, все остальные потом. Двигаем дальше в поисках теперь
уже почти мистической юрты, которой по-прежнему нигде нет.
Дождь над Хотоном
Этот берег совсем другой, лиственниц нет совсем, галечка очень мелкая.
На южном берегу буквально валуны. Присматриваем по дороге перспективные
рыбные места. Остановились. И вдруг сзади толчок килограммов на
200-250, еще и еще. А-а-а, это ветер напоминает о себе.
Два белых пятна у воды на том берегу-место нашего прошлого лагеря
Вот уже миновали мысок, который указывал Булат. Никаких тропок на
мыс не видно. Останавливаемся, пытаясь разглядеть на мысу признаки
жилья. Вроде что-то белеется вдалеке. Но ходу туда минут 30-40.
Сначала решаем разведать исток Ховда, до которого метров 500-700.
Что это, за очередной горкой дымок, люди. При нашем появлении начинается
суета на подворье. Спрашиваем, есть ли Узак в здешних краях?
Мужик
лет 35-ти тычет себя в грудь. Так вот ты какой, потерянный Узак!
Наконец-то предъявляем записку по назначению. Встречают нас хорошо.
Просят подъехать к гостевой юрте. Заносят печь, Узак с хозяйкой
пилят лесину, пока мы распаковываемся. Какой же мудрый человек придумал
юрту. Ветра нет, в печурке потрескивают дрова, так это же пятизвездочный
апартамент! Хотя, нет, наверное, шести-, так как ветра нет совсем.
Представляете, пламя спички не колышется?! Такого у нас в Монголии
еще не было.
«Узак, а баня будет?» В ответ какое-то мычание и кивание головой.
О-о-о, наши тушки сладострастно зачесались, так как воды не видели
практически со старта. В юрте гора современных высоких матрасов.
Из двух сложенных друг на друга получается отличная кровать. Поужинав,
засыпаем в полной неге. Утро встречает нас штилем и солнцем. Накрываем
на улице достархан и просто жмуримся на солнышке после вчерашнего
дня. Оказывается, у нас в Монголии добрую погоду дают через день.
Будем знать.
Узаку интересно
Потом
напрашиваемся к хозяину в гости. Нас угощают монгольской сдобой
(то ли булки, то ли печенье, но что-то пресное), а еще три вида
масла сливочного и кефир. Кефир очень нежный оказался, возможно,
из козьего молока. Спросить-то не у кого. По-русски никто не говорит.
Хозяйская юрта оказалась очень уютной и функциональной. Пятеро ребятишек
у Узака с женой. По два-три раза в день приходили к нашей юрте с
рэкетирскими намерениями - за конфетами. Приходили при этом почему-то
парами. Пятый мальчуган еще только ползает.
Красный
угол
Напротив
красного угла, кухня. Между ними спальня
Рэкет пришел
Конкурирующая
группировка
Будущий
хозяин степей
На
многие километры ни одного дерева
Сыр
то, готов
В
степь пришла книга
«Узак, а баня будет?» В ответ опять бодрое мычание и кивание головой,
и так все три дня. Кстати, это был наш единственный контакт с местным
населением. Больше ни на одной стоянке к нам никто не подъезжал
и не подходил, и бусами мы не менялись. Хотя, почитав отчеты, готовились
к таким встречам. Судьба, однако.
Тем
не менее, дело к вечеру, пора на рыбалку. Обходим берег, изучаем
глубины. Дно оказалось песчаным. А вот и поклевка. Хариус грамм
500. И еще один, потом еще. Виталик, как настоящий рыбак, не ограничился
ближайшим берегом и скрылся за поворотом Ховда, где начинается порог
метров на триста. Спускаюсь ниже к Ховду и я, пытаю счастье метров
за сто до порога. Есть поклевка, кто-то упирается на той стороне
шнура активней, чем обычно. Опа! Хариус, да какой, на килограмм!
До этого я хариуса больше 400 граммов и не видел. Невозможно описать,
что у рыбака на душе в такие моменты. Наверное, наиболее подходящие
сравнения из недоигранного детства. Вернулся Виталик, что-то за
поворотом не оказалось рыбацкого фарта, только коварный порог забрал
любимого воблера. Вместе тихо радуемся моей удаче. Когда страсти
отпустили, снова иду к уже любимому Ховду. Хариуса на 600 граммов
вывожу уже вообще без эмоций. Еще поклевка, кто-то более упорный,
чем прошлый зачетный хариус, борется со мной. Видимо, осман, - думаю
я. Вывожу и глазам не верю. Это ж хариус, да какой, какой… красавец.
Трофейный!!! Весы показывают рекордный вес – 2 (дв-а-а-а!) кило.
Есть трофей. Слава монгольским богам. Все, что писал о своих эмоциях
выше, нужно умножить на 10. Да, ради такого стоило преодолеть все
то, что позади. В горячке бегу к реке, забрасываю и забрасываю и,
по-моему, плохо соображаю, что делаю. Зацеп, обрываю блесну. Все,
занавес. Даже жертву принес. День удался просто на всю Монголию.
Улов
дня
Ревизуем
улов, и домой, ну то есть в юрту. Трофейного солим, остальных -
на уху и в коптилку. Засыпаю в блаженном состоянии.
Следующий
день проходит в расслабоне. Рыба как добыча нам уже не нужна, решаем
действовать по-западному: ловить и отпускать, но выводить 500-600
граммового хариуса ну просто неинтересно, да и клев не очень, бросаем
это занятие. Виталик делает зачетную фотосессию. К вечеру дают великолепную,
полную радугу. На ужин опять хариус. Решаем завтра выдвигаться к
границе.
Хариус соленый, копченый, жареный. Ну сколько можно, когда
же глазунья?
Трофейный,
самый вкусный
А
таким нам запомнился прощальный вечер
С
утра упаковываемся, проверяем внешнюю подвеску, и в путь.
Я
пригружаю камень килограмм на 6-7, типа на память. Дорогу выбираем
напрямую к границе, минуя Улэгэй, благо «километровка» позволяет
привязаться к местности. На границе побирушки пытаются быть полезными,
зарабатывают рыболовный тройник. Заезжаем на пост. «Что это, -
спрашивает таможенник, - показывая на лопату. Хорошая такая, титановая
лопата. - Лопата, - говорю. - Мне это сильно, очень надо, - говорит
таможенник. Я в замешательстве. - А как, - говорю, - на Алтае
откапываться? Та-а-а-а-ак! - говорит таможенник, - всю машину
разгружаем к досмотру! Что это? - показывая на тот камень. - Монголию
вывозим?! - чуть не закричал, караул в ружье. - Ладно, забирай
лопату». Вот так, в меру сил, и укрепляем российско-монгольскую
дружбу. Дальше все пошло как по маслу. Выезжаем с поста, последняя
монгольская девушка-пограничник отдает нам честь, ну, фигурально,
конечно.
Ну,
здравствуй, родина! Санобработка на 72 рубля. Таможня. Вы, - говорят,
- сильно облегчите нам жизнь и ускорите процесс, если сами признаетесь,
где контрабанда. Что есть контрабанда, - интересуюсь я, но это был
уже риторический вопрос, да и у собачки, похоже, по субботам выходной.
Нас выпускают. Все быстро и четко. В Кош-Агаче смываем монгольскую
пыль и домо-о-о-о-о-о-о-о-о-ой! На обратной дороге навстречу попалось,
наверное, машин 60 с европейскими номерами: Германия, Италия, Финляндия
и прочие. Тянется европейский люд к монгольским трудностям и российских
не боится. Причем примерно половина была на мотоциклах. Что-то не
припомню навязчивой и не очень рекламы туризма в Монголию, в отличие
от многих других направлений, а вот, поди ж ты, турист прет косяком.
Делаем последнюю в этом походе ночевку на полюбившейся речке Тыдтугем.
Спускаемся к самой Чуе. Нынче стоянка понравилась нам еще больше,
да под монгольского малосольного хариуса, да уже борясь с начинающейся
ностальгией по Монголии. Тыдтугем, мы будем помнить тебя всегда.
Тыдтугем
Дальше
идем без остановок в «четыре руки». И утром мы в Омске, около 8,
наверное. Вот и все. Монгольская сказка кончилась, по крайней мере,
эта. Возможно, будет другая.
Ловил
на mapps 3 и 4 вращалку. Пробовал кидать резинку, но успеха не
имел. Виталик еще макал разных воблеров, но тоже безрезультатно.
С машиной никаких накладок не случилось, спасибо механику.